Историческая память в сербии. Сербия Косово поле где находится

15 июня 1389 года, в праздник весьма почитаемого сербами святого Вита, произошло знаменитое сражение на Косовом поле. Неподалеку от современной Приштины, в узкой долине реки Ситницы меж двух горных хребтов, погибли князь Лазарь, султан Мурад и еще тысячи православных и мусульман. Несмотря на отвагу и отчаянные старания первых, победу одержали османы. Эта битва во многом определила судьбу как Сербии, на пять столетий попавшей под власть турок, так и всего Балканского полуострова.

Битва была в самом разгаре, когда в турецком лагере появился сербский вельможа Милош Обилич. Он сообщил, что переходит на сторону турок и у него есть срочное сообщение для султана. Серба незамедлительно отвели в шатер Мурада, который с радостью встретил перебежчика и показал знаком, чтобы тот облобызал ему ноги. Однако Милош, оказавшись рядом с султаном, неожиданно вонзил ему в грудь спрятанный в складках одежды кинжал. "Удар пришелся в середину сердца; из-за этой раны варвар затем, спустя немного времени, окончил свою жизнь. Отважный христианин выполнил свое обещание и завоевал славную победу, окруженный столькими врагами. Среди пораженной и обескураженной толпы сатрапов и телохранителей Мурада он сражался в одиночку и поражал то одного, то другого, пока не добрался до своего коня. Он уже поставил ногу на левое стремя и сначала даже смог подняться в седло, но тут отряд янычар окружил славного рыцаря Христа, подобно многочисленной стае собак, и зарубил его, нанеся бесчисленное количество ран ". Так неизвестный итальянский автор XV века описывает самый драматический сюжет великой битвы. Но что же к ней привело?



Для увеличения изображения карты щелкните мышкой по карте

КРЕСТ ПРОТИВ ПОЛУМЕСЯЦА

Осман I (1258-1326) - основатель династии, правившей до 1922 года

В конце XIII века бейлик (область правления) эмира Османа был незначительным владением кочевников-тюрок, расселившихся в византийской Малой Азии. Но уже его внук Мурад I (правил в 1359-1389 годах) был государем могущественной державы. Турки играли на противоречиях балканских государств, объединяясь с одними из них против других. Например, византийский император Иоанн VI оплатил их помощь в гражданской войне деньгами, присланными московским князем Симеоном Гордым на ремонт храма Святой Софии. В то же время, воюя против христиан, они провозглашали джихад, что привлекало в турецкое государство множество мусульман, желавших очиститься от грехов. Наконец, турки сумели создать совершенную для своего времени военную машину, обеспечившую победы над византийскими и западноевропейскими воинами-профессионалами. Основную силу османской армии составляли тяжеловооруженные конные сипахи и отличная пехота - знаменитые янычары.

Мурад I Богоподобный (1326-1389) - османский султан, погиб на Косовом поле

В то время как турки укрепляли свою мощь, на Балканах шли войны между слабеющей Византийской империей и желавшими занять ее место Сербией и Болгарией. Основным регионом, за который они сражались, была Македония, но каждая из сторон преследовала одну цель: покорение всего Балканского полуострова. Религиозного единства среди христиан тоже не наблюдалось: западные соседи насаждали католицизм, а в Боснии верх одержало богомильство . На фоне всех этих противоречий огромным преимуществом выглядело несокрушимое единство ислама.
В первой половине XIV века в последний раз взошла звезда средневековой Сербской державы. Ее король Стефан Дечанскии в 1330 году разгромил сильного болгарского царя Михаила Шишмана. Впрочем, он сам вскоре разделил судьбу соперника: его сверг с престола и задушил собственный сын - Стефан Душан (1331-1355), который в результате войн с Византией и Венгрией создал огромное государство. В состав этой державы входили не только сербские земли, но и Македония, Эпир, Фессалия, часть Фракии. Как часто бывает в таких случаях, за военными успехами потянулись культурные и правовые преобразования. В Косово, в городе Печ, в 1346-м образовалась впервые в истории сербская патриархия, а сам Стефан короновался как "царь и самодержец сербов и греков". Трудно сказать, как пошли бы его дела дальше, если бы он столкнулся с турками, но Душан рано умер, и держава затрещала по швам. Второй и последний сербский царь Стефан Урош V (1355-1371) после кончины был провозглашен святым, но при жизни не сумел удержать в руках созданной отцом державы.

Баязид I (1354-1403) - османский султан, победил на Косовом поле

В 1366-м бездетный Урош "ради мира в державе" передал титул наследника престола и реальную власть одному из своих приближенных - Вукашину Мрнявчевичу. Тот с братом Углешей попытался сохранить сербскую мощь. В 1371 году 2 они собрали большое войско из сербов, болгар, боснийцев, венгров и валахов и двинулись на турецкий Адрианополь. Но в ночь на 26,сентября в долине Марицы это нестройное ополчение было внезапно атаковано одним-единственным отрядом сипахов и уничтожено, братья погибли.
Теперь прямой и безопасный путь в сердце Балкан открылся для мусульман. Вот уже захвачены Западная Фракия, почти вся Македония. Сербии стало вовсе не до имперских амбиций - речь зашла о независимости. Отстаивать ее в лишившейся правителя стране взялся один только князь Лазарь Хребелянович, владетель Крушевца на Мораве. К этому времени ему шел уже пятый десяток лет, и он был давно известен народу как неплохой правитель и хитрый дипломат.

Лазарь Хлебелянович (1329-1389), последний "самодержавный господин" Сербии

Эти качества позволили Лазарю достичь заметных успехов. Ему удалось установить мир с соседями - воинственными болгарскими царствами Видинским и Тырновским, могущественным королем Венгрии и Польши Лайошем Великим, а также с Твртко Боснийским. Он привел сербскую церковь к соглашению с Константинополем (отношения были разорваны после того, как Стефан Душан отказался признавать церковную власть Константинополя) - вселенский патриарх признал сан патриарха сербского. Князь удачно выдал замуж дочерей - зятьями его стали Вук Бранкович, владетель Косова поля, тырновский царь Иван Шишман и правитель Черногории Георгий Балшич. С их помощью Лазарь стал подчинять прочих, непокорных феодалов и к концу 1370-х добился своего. При этом сам он не принял ни царского (императорского), ни даже королевского титула, а в грамотах стал называть себя "самодержавным господином сербов" и "самодержцем сербской земли", что было куда скромнее.
Тем временем, покончив с малоазийскими делами и подавив мятеж собственного сына, Мурад I смог с легким сердцем вернуться к балканским делам. Он перебросил в Европу большую армию, напал в 1382 году на Сербию и взял крепость Цателицу. В 1388 году турки разорили Тырново и заставили болгарского царя Ивана Шишмана признать себя их вассалом. А в июне 1389-го султан вторгся в Сербию. Пройдя через ущелье, турки перешли реку Мораву и заняли позиции на равнине на границе этой страны с Боснией и Албанией - во владениях Лазарева зятя и вассала Вука Бранковича. Здесь и сошлись полумесяц с крестом.

НАПРАСНАЯ ЖЕРТВА
Собравшиеся на Косовом поле войска насчитывали с обеих сторон приблизительно по 30 000 человек, однако точное их число определить сейчас, конечно, невозможно. В любом случае сражение получилось грандиозным по меркам средневековой Европы, где воинские отряды были, как правило, невелики. Армию мусульман возглавляли сам султан и его сыновья, Баязид и Якуб, христианскую - князь Лазарь Хребелянович. Кроме того, на стороне сербов воевали боснийцы во главе с воеводой Влатко Вуковичем, отряды албанцев и герцеговинцев, поляков и венгров, а также валахов князя Мирчи Старого. Силы сторон были почти равны, но у турок, в отличие от христиан, имелось единое командование - Лазарь не распоряжался своим войском так полновластно, как Мурад.
Согласно "Югославской энциклопедии" Косовская битва покрыта густым мраком неизвестности. Если верить песням и поздним летописям, она длилась три дня, но, вероятно, это всего лишь символическое число. Очевидно одно - сражались долго и исход боя был неясен. Возможно, именно это и подтолкнуло Обилича к решению убить султана.



Эту сцену изображали по разному. Автор сербской гравюры XIX века считает, что султан пал в бою

Весть о гибели вождя могла посеять панику, но старший сын Мурада Баязид не растерялся. Он велел скрыть смерть отца и убить соперника, брата Якуба, сам же повел турок в атаку и сумел одержать верх над сербами. Смерть старого султана решила и судьбу князя Лазаря, которого турки взяли в плен и по приказу Баязида казнили. Единственный в средневековой сербской истории правитель, павший на поле боя, был погребен в монастыре Раваница и вскоре канонизирован.
Позже, в XVII веке, сложатся знаменитые песни Косовского цикла. В них доблестный князь и "господа сербская" принимают вызов султана и выходят на бой. Храбрый воевода Милош, которого напрасно подозревали в измене, пробирается в лагерь врага и поражает там Мурада. А настоящим предателем оказывается зять Лазаря - Вук Бранкович: он в решающий момент уводит с поля своих воинов и становится главным виновником разгрома соотечественников. Однако, по мнению современных историков, на Бранковича возвели напраслину. Он не только не изменял Лазарю, а, наоборот, по мере сил еще долго сопротивлялся султану после 1389 года. Возможно, что в народной памяти так преломилась протурецкая политика наследников Лазаря.
Христиане не считали Косовское сражение безнадежно проигранным и, возможно, имели на то основания. Силы мусульман после сражения настолько истощились, что Баязид не смог продолжать войну. Поначалу Сербия не потеряла даже ни одной из своих земель. Вдове Лазаря Милице пришлось лишь признать вассальную зависимость и платить дань, а Оливера, младшая дочь погибшего князя, отправилась в султанский гарем. Но главное - с гибелью Лазаря Хребеляновича исчез последний стержень, удерживавший государство от распада. Соседи Сербии окончательно ослабели и попали под полную власть турок, а сами сербы стали сражаться бок о бок с турками против прежних союзников. Нам сейчас кажется странным такой выбор, но был ли он у сербов вообще? После 1389-го они уже не могли играть самостоятельную роль на полуострове, да и особых оснований доверять католикам, многократно разорявшим и грабившим земли православных, у них тоже не имелось.

НА СТОРОНЕ ВРАГА
Турецким успехам не помешал даже страшный разгром, учиненный им на востоке Тимуром, который 25 июля 1402 года под Анкарой обратил в бегство огромное войско Баязида - упорнее всех в тот день на стороне султана держались янычары и сербы. Османская империя на некоторое время распалась, и наследники Баязида 15 лет враждовали друг с другом. Но этот шанс на Балканах уже некому было использовать. После смерти Стефана, сына Лазаря, власть над Сербией перешла к Георгию Бранковичу, сыну Вука, но ее уже мало кто признавал. Турция, Венгрия, Босния, Венеция со всех сторон теснили страну и отрывали от нее куски: в 1439 году после трехмесячной турецкой осады пала сербская столица Смедерево, венгры взяли себе Белград, порты на Адриатике достались венецианцам. Георгий отчаянно лавировал между соседями, пытаясь спасти хоть что-то. В 1444 году, когда Венгрия одержала несколько побед над мусульманами, он с готовностью выступил посредником между воюющими сторонами, но на большее уже не осмеливался. И когда знаменитый полководец Янош Хуньяди решил закрепить успехи и нарушил перемирие, Георгий не только не примкнул к нему, но даже помог султану. Когда на помощь к венгерскому королю спешило войско албанцев во главе с легендарным Скандербегом, Георгий задержал его. Католическая армия вся полегла под Варной. Так сербы в очередной раз сыграли роль в закреплении мусульманской власти на Балканах, чему - как это ни парадоксально звучит в настоящее время - пытались помешать албанцы.
В 1448 году Янош Хуньяди с 30-тысячным войском решил дать туркам новый бой, и вновь на Косовом поле. По легенде, рассказанной сербским янычаром Константином, перед сражением венгерский воевода, "увидев мощь и огромную силу турецкого султана, написал ему такое письмо: "Султан, у нас нет столько людей, как у тебя, и хотя я их имею меньше, поистине знай то, что они добрые воины, стойкие, искренние и мужественные". Султан же отвечал: "Я предпочитаю иметь полный колчан обычных стрел, а не шесть или семь позолоченных". Начался бой утром в четверг, и бились они вплоть до вечера субботы " - как мы видим, опять три дня. Христиане были разгромлены наголову...


Средневековая башня - это все, что осталось на холме близ города Призрена на Косовом поле. Архангельский православный монастырь на его склоне был разрушен и сожжен албанцами в 2004 году

Еще несколькими годами позже новый султан, Мехмед II, взял наконец Константинополь. В 1454-м мусульмане захватили Приштину. В 1459-м вновь - и в последний раз - врагу сдалось Смедерево.
Турецкое владычество на Балканах привело к появлению в Европе мусульманских народов (албанцы, болгары-помаки, боснийцы обратились в ислам) и к влиянию турок на европейские дела, нередко определяющему, причем не только в XV- XVI веках, когда Европа была одержима "турецкой угрозой", но и вплоть до появления "восточного вопроса", который стал доминантой внешней политики Российской империи. В течение всего XIX века - даже в Первую мировую войну - Россия воевала за Проливы. Наконец, именно благодаря тому, что турки сумели закрепиться на Балканах, в настоящее время идет речь о вступлении Турции в Европейский союз. Так одно сражение определило судьбы многих народов и продолжает определять их по сей день.

Ограниченная хребтами Копаоник на севере и Шар-Планина на юге. Длина 84 км, ширина до 14 км, высота 500-700 м. Поверхность - холмистая равнина, сложенная преимущественно древними озерными и речными отложениями. Климат умеренно континентальный, осадков выпадает 600-700 мм в год. Косово Поле дренируется системой реки Ситница (бассейн реки Моравы). Косово Поле издавна было известно как житница Сербии, здесь возделываются кукуруза, пшеница, ячмень, в предгорьях развито садоводство и виноградарство; ведется добыча лигнита, магнезита. В Косовом Поле расположены города Приштина, Косовска-Митровица, Урошевац; проходит часть железной дороги Белград - Скопье.

Косово Поле известно как место двух крупнейших битв в истории борьбы балканских народов с турецкими завоевателями. Здесь близ Приштины 15 июня 1389 года произошло решающее сражение между объединенными войсками сербов и боснийцев (15-20 тысяч человек), которые возглавлял сербский князь Лазарь, и армией турецкого султана Мурада I (27-30 тысяч человек). Сражение, несмотря на героическое сопротивление войск князя Лазаря , окончилось победой турок. Князь Лазарь попал в плен и был убит. После битвы на Косовом Поле Сербия превратилась в вассала Османской Турции.
После победы в сражении при Варне (1444) оттоманский султан Мурад II в 1446 году начал войну против греческого государства Мореи и принудил ее правителей стать его вассалами. Затем он выступил против вождя албанского сопротивления туркам Скандербега. В 1448 году на помощь Скандербегу из-за Дуная выступил венгерский правитель Янош Хуньяди, но 17-20 октября 1448 года потерпел на Косовом Поле сокрушительное поражение. Победа турок не привела к захвату Албании, но усилила их позиции на дунайской границе и положила конец последней серьезной попытке христиан освободить Балканы и оказать помощь осажденному Константинополю. В 1459 году Сербия была включена в состав Османской Турции. Битва на Косовом Поле, подвиги христианских воинов, героически сражавшихся против армии турок, нашли отражение в сербском эпосе.

Битва на Косовом Поле 1389 года

В середине 14 века турки начали угрожать вторжением на Балканский полуостров . В 1352 году они нанесли поражение войскам византийского императора и переправились через Дарданеллы. В 1354 году был захвачен Галлипольский полуостров, Восточная Фракия стала опорной базой турок для дальнейшего продвижения вглубь Балканского полуострова. Успешному наступлению Османской Турции способствовала разрозненность сил христианских правителей балканских государств, их вражда друг с другом, нередко они прибегали к помощи самих турок в борьбе с соседями.
Держава Османов находилась на подъеме, имело сильную, многочисленную, хорошо организованную армию, состоявшую в основном из регулярной и иррегулярной конницы. В 1329 году у турок появился пехотный корпус янычар, окончательно сформировавшийся в 1362 году. Он составил ядро боевого турецкого порядка и применялся нанесения решающих ударов на полях сражений. В 1359 году османским султаном стал Мурад I, который активизировал продвижение на запад, в 1359-1360 годах османы заняли Фракию, овладели Адрианополем (Эдирне) который в 1365 году стал резиденцией султанского двора.
В 1371 году войска Мурада I в битве на реке Марице сокрушили 60-тысячную армию союзную армию христианских правителей Южной Европы, после чего захватили значительную часть Македонии. Опустошительным набегам стали подвергаться болгарские и сербские земли. Реальная опасность турецкого вторжения заставила балканских правителей стремиться к консолидации. Сербский князь Лазарь Хребелянович в 1370-х годах сумел объединить под своей властью северные и центральные сербские области, прекратить в сербских землях феодальную междоусобицу.
В 1382 году султан Мурад I вторгся в Сербию. Не имея достаточных сил для отпора, князь Лазарь был вынужден просить мира, пошел навстречу требованиям султана и даже принял на себя обязательство в случае необходимости выставить в османское войско тысячу сербских воинов. Однако мир был непрочным, Мурад I не собирался отказываться от завоевательных планов, и князь Лазарь готовился к войне. Он понимал, что устранить турецкую угрозу можно только объединенными усилиями Сербов и ее соседей, наладил дружественные отношения с Венгрией, правителями Герцеговины и Албании. Союзником Лазаря выступил боснийский князь Твартко, а также владетель южносербских земель Вук Бранкович, женатый на старшей дочери Лазаря.
В 1386 году турки заняли сербский город Ниш , в ответ Лазарь объявил о разрыве мира с Турцией и нанес поражение турецким отрядам у Плочника. Обе стороны стали готовиться к решающему сражению. Князю Лазарю удалось набрать в свое войско 15-20 тысяч человек, кроме сербов в него входили боснийцы, албанцы, валахи, венгры, болгары, поляки. Слабой стороной его войска было отсутствие внутреннего единства. Интриги пронизывали даже ближайшее окружение сербского князя, Вук Бранкович соперничал с Милошем Обиличем (или Кобиличем) - мужем младшей дочери Лазаря.
В 1389 году армия Мурада I, насчитывавшая 27-30 тысяч человек, выдвинулась вглубь Сербии и близ Приштины встретилась с войском Лазаря. Султан Мурад возглавил центр своего войска, правым флангом командовал его сын младший Баязид, левым - старший сын Якуб.
Центром сербской армии командовал князь Лазарь, Вук Бранкович возглавил правый фланг, боснийский воевода Влатко Вукович - левый фланг. По всему фронту сербской армии растянулась тяжелая конница, за ними располагались отряды пехоты. Атака сербской тяжелой конницы имела успех на правом фланге, левое крыло турецкой армии под командованием Якуба понесло тяжелые потери. Но затем турецкая кавалерия и пехота контратаковали закованных в броню сербских всадников и опрокинули их. Баязид, оттеснив сербов, ударил по их пехоте. Постепенно оборона сербской пехоты была прорвана, она начала отступать. Вук Бранкович, стремясь спасти остатки своих войск, покинул поле битвы. Народная молва обвиняла его в предательстве. Вслед за ним с поля боя покинули остатки сербской армии. Раненый князь Лазарь попал в плен в ходе боя и был казнен в тот же день.
Еще в начале сражения был убит и султан Мурад. Он пал от руки Милоша Обилича, который проникший в лагерь турок под видом перебежчика, пробил себе дорогу к шатру султана и заколол Мурада отравленным кинжалом, надеясь, что потеря предводителя посеет панику среди турецкой армии. Однако сразу же после гибели султана его сын Баязид возглавил армию и довел сражение до победного конца. Поражение на Косовом Поле предопределило порабощение Сербии Османской Турцией.

План
Введение
1 Битва 1389 года
2 Битва 1448 года
3 Из словаря Брокгауза и Ефрона

Введение

Ко́сово по́ле (в переводе с серб. «Поле чёрных дроздов» ) - местность на Балканском полуострове, известное как место двух крупнейших битв в истории борьбы балканских славян с турками. В настоящий момент фактически контролируется частично признанной Республикой Косово, согласно административно-территориальному делению Сербии расположена в автономном крае Сербии Косово и Метохия.

1. Битва 1389 года

28 июня 1389 года войска Оттоманской империи в своём завоевании Балкан сошлись с войском сербского альянса, в которое кроме сербов входили войска Боснии, Албании и др. Сербскими войсками командовал князь Лазарь, турецкими - султан Мурад I. Количество воинов точно не известно, по одним данным у султана было 30 тыс. человек, а у сербов 15-20, по другим до 300 и 80 тыс. соответственно. Но известно точно, что войска султана превосходили сербов численно в 1,5-3 раза. В начале боя султан был убит. По некоторым данным его убил серб Милош Обилич, который, выдав себя за перебежчика, проник в шатер султана и заколол того ножом. Однако сразу после гибели султана турецкое войско возглавил его сын Баязид. Армия сербов была разбита, Лазарь схвачен и казнен, а дочь Лазаря Оливера отправлена в гарем султана. Сербы были вынуждены платить дань туркам и поставлять войско в оттоманскую армию. После битвы на Косовом Поле Сербия превратилась в вассала Оттоманской империи, а в 1459 была включена в её состав.

Вышеизложенное является «официальной» версией произошедших событий. На поверку выходит так, что очень много неясностей еще предстоит прояснить по поводу битвы на Косовом поле. Существует письмо, черновик которого хранится в Архиве Флоренции (Signori. Cartiggio. Missive. Registri. I Cancell. vol. 22. f. 137): писано во Флоренции дня XX месяца октября, индикта XIII, MCCCLXXXIX. Это письмо было написано спустя несколько месяцев после битвы общиной Флоренции, в котором она поздравила короля Боснии Стефана Твртка с великой победой над турками. Выдержка из письма:

«Королю Боснии Стефану Твртке I Пресветлый и Христианнейший из Правителей!

Мы получили весть о преславной победе, которую Вашей Светлости подарила несказанная милость Всемогущего и Вечного Бога, с высот надзирающего за стадом своим, о победе, которой веселятся слова письма Вашего, так же и мы, счастливые в душе, вместе с Вашим Величеством безмерно радуемся. Радуемся, несмотря на то, что мы, во всем преданные Вам, уже давно узнали, и по слухам и по многим донесениям, что Вашему Величеству с небес послано торжество победителя, и нам тоже хорошо известно, что пятнадцатого дня минувшего месяца июня в ужасном кровопролитии повержены высокомерная безоглядность и оголтелая гордыня Амурата, поклонника Мухаммедова, который, насильно стремясь захватить власть над царством Фряжским, задумал стереть с лица земли свет христианский и воспоминание об имени Спасителя нашего (а если б мог, то вычеркнул бы его и из книги живых) и который, дерзко посягнув на границы царства нашего, погиб на земле, что зовется Полем Косовым.

… Блаженно поле такой битвы, ибо и спустя много веков оно будет хранить прах погибших как память победы. Блаженно и Королевство Боснийское, которому выпало биться в таком славном бою и одержать такую великую победу по милости Божией. Блажен и день тот, памяти честной и велегласной блаженному Витту Пресвятому мученику, в который и ниспослано было свыше побороть жестокого душмана. Блаженна троекратно и четверократно блаженна та дюжина рыцарей, что пробилась меж отрядами конницы неприятеля и мечами прорубила себе дорогу сквозь ограждение из верблюдов, цепями скованных, и в безудержном натиске прорвалась к шатру Амуратову. Блажен более всех и тот из них, кто умертвил воеводу такого войска мечом, неустрашимо вонзенным в горло и в пах»

Эта первая битва и сейчас играет значительную роль в сербском фольклоре, Лазарь и Милош Обилич почитаются как святые православной церковью.

2. Битва 1448 года

В 1448 году оттоманский султан Мурад II подавлял албанское сопротивление, которым командовал ныне национальный герой Албании Скандербег. На помощь ему привёл свои войска регент Венгерского королевства Янош Хуньяди. В бою на Косовом Поле 17-20 октября 1448 года он потерпел сокрушительное поражение от значительно превосходящих турецких сил.

3. Из словаря Брокгауза и Ефрона

Косово поле - представляет большой параллелограмм, лежащий между Македонией и Боснией; на севере его омывает река Ситница, на юге - Неродимка. На юго-востоке окружено высоким хребтом Любетином, на севере-западе - Рогозном; котлообразные углубления, болота. Прежде Косово Поле поле слыло плодородным, теперь это пустырь, поросший мелким кустарником и лесом; обработаны лишь ближайшие окрестности городов и деревень.

На Косовом Поле не раз сталкивались войска из северо-западных областей Задунайского полуострова с войсками из его юго-восточных областей:

· 1073 год - сербы победили греков и их союзников болгар;

· 1170 год - Неманя отстоял свою власть от братьев и греков;

· 1389 год - пало сербское царство;

· 1403 год - Стефан Лазаревич разбил султана Мусу;

· 1448 год - поражение Гуниада турками;

· 1689 год - австрийский полководец Пикколомини побежден турками;

· 1831 год - султан Махмуд разбил боснийцев.

Из всех этих битв наибольшее значение имело поражение сербов турками 15 июня (день святого Витта, по-сербски «видов дан») 1389 года. Встретились войска близ Лаба, впадающего в Ситницу. Во главе турок стоял Мурад, с двумя сыновьями, во главе сербов - князь Лазарь, с тестем Югом-Богданом и двумя зятьями, Милошем Обиличем и Вуком Бранковичем. Силы турок были многочисленнее раза в три, но сербы не отчаивались. Битва началась в 6 часов утра и была очень кровопролитной. Сербские войска уже одолевали, когда один из их отрядов, предводимый Вуком Бранковичем - неизвестно, отчаявшись ли в успехе или изменнически - отступил за реку Ситницу, а за ним побежали боснийцы. Расстроенные полки сербов были разбиты. Погиб Юг Богдан с 9 сыновьями, пал Милош, а князь Лазарь, раненый, взят в плен и казнен; но и сам Мурад нашёл смерть в этой битве, по преданию - от руки Милоша Обилича. Со времени этой битвы сербы стали данниками турок. Ни одно событие старо-сербской истории не оставило такого глубокого следа в народной памяти, как косовская битва. Она записана в летописи, о ней составлены целые рапсодии.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Военные действия на Балканах наносят серьезный удар по мировому туризму. Резко сократилось число людей, желающих провести свои летние отпуска на курортах Южной Европы.

Практически парализована вся туристическая инфраструктура в самой Югославии, где не действует ни один гражданский аэропорт, разрушены почти все железнодорожные мосты, многие автомобильные магистрали и другие коммуникации, нарушена телефонная связь. Бомбы и ракеты не щадят и традиционные объекты туристического показа — старинные монастыри, замки, музеи. Огромные убытки несут курорты адриатического побережья Черногории.

Кажется, что все события последнего времени отошли на задний план по сравнению с войной, которую ведут государства — члены НАТО — против Югославии. И во всех сообщениях присутствуют Косово, колыбель сербской государственности, албанцы. Слова вроде бы все понятные, но вызывающие вопросы: что такое Косово? Откуда там взялись албанцы? Кто они такие — мусульманские фанатики? Или сепаратисты?

Сначала дадим слово последнему изданию Большой Советской Энциклопедии. Издание, правда, 1973 года, но после него других не было. Во всяком случае, географическое положение и краткий исторический очерк даны здесь беспристрастно.

Косово, — говорится в БСЭ, — автономный край в составе Социалистической Республики Сербия. (Само собой, тогда — в составе Федеративной Югославии, от которой не откололись еще ни Хорватия, ни Словения, ни Македония, ни Босния-Герцоговина. — Ред.) Площадь — 10,9 тыс. кв. км. Столица — г. Приштина. Большую часть края составляют котловины Косово и Метохия.

В VIII — XII вв. территория Косова составляла центральную часть государства Рашки, затем Сербского государства. Город Печ стал центром архиепископии (с 1346 г. — патриархии). В XV веке Косово вошло в состав Османской империи. В XVI — XVIII вв. здесь вспыхивают антитурецкие восстания, жестоко подавляемые турками, и, вследствие этого, — массовая эмиграция сербов и колонизация албанцами.

В 1913 году Косово поделено между Сербией и Черногорией, а в 1918-м вошло в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (будущей Югославии. — Ред.) В 1944 году освобождено от фашистской оккупации Народно-освободительной армией Югославии и Народно-освободительной армией Албании.

Обратите внимание: вместе. В то время коммунистические руководители обеих стран — Иосип Броз Тито и Энвер Ходжа еще не воспылали друг к другу смертельной ненавистью, как через пару лет, когда Тито противопоставил себя Сталину, а Ходжа до конца остался его приверженцем. И в край, где албанцы и так составляли крупнейшую группу населения, хлынули несогласные с Ходжей его подданные. Тито охотно пускал их селиться: в полном соответствии с марксистской фразеологией он видел основную угрозу в «сербском шовинизме». Угрозу для единой Югославии, где у всех будет одна национальность — «югослав», одна для сербов, хорватов, словенцев — и косовских албанцев. То, что сам Тито был хорват и католик (в юности), не сыграло тут ни малейшей роли: он был интернационалист в коминтерновском смысле слова, со всем тем положительным и, увы, отрицательным, что интернационализм с собой приносит.

«В 1945 — 63 гг. Косово стало автономной областью, а в 1963 — 69-м автономным краем Косово и Метохией», — завершает Энциклопедия.

А между тем положение в автономном крае, где сербы стали составлять уже меньшинство, не могло не затронуть их глубокие национальные чувства.

Продолжим розыски и процитируем статью о Косовом Поле из старинной — и высококвалифицированной! — энциклопедии Брокгауза и Ефрона 1898 года издания (слегка сократив ее и откорректировав, естественно, орфографию).

«Косово Поле представляет большой параллелограмм, лежащий между Македонией и Боснией. Прежде Косово Поле слыло плодородным, теперь это пустырь, поросший мелким кустарником и лесом; обработаны лишь ближайшие окрестности городов и деревень. Здесь не раз сталкивались войска из северо-западных областей Задунайского полуострова с войсками из юго-восточных областей его. Таковы, например, битвы 1073 г., когда сербы победили греков и их союзников болгар; 1170 г., когда Неманя отстоял свою власть от братьев и греков; 1389 г., когда пало сербское царство; 1403 г., когда Стефан Лазаревич разбил султана Мусу; 1448 г. — поражение Гуниада (венгерский полководец
Хуняди Янош. Ред.) турками; 1689 г. — австрийский полководец Пикколомини побежден турками; 1831 г. — султан Махмуд разбил босняков. Из всех этих битв наибольшее значение имело поражение сербов турками 15 июня (день св. Витта, по-сербски «Видов дан») 1389 г. Встретились войска близ Лаба, впадающего в Ситницу. Во главе турок стоял Мурад, с двумя сыновьями, во главе сербов — князь Лазарь с тестем Югом-Богданом и двумя зятьями — Милошем Обиличем и Вуком Бранковичем. Силы турок были многочисленнее раза в три, но сербы не отчаивались. Битва началась в 6 часов утра и была очень кровопролитной. Сербские войска уже одолевали, когда один из их отрядов, предводимый Вуком Бранковичем, — неизвестно, отчаявшись ли в успехе, или изменнически — отступил за реку Ситницу, а за ним побежали босняки. Расстроенные полки сербов были разбиты. Погиб Юг-Богдан с девятью сыновьями, пал Милош, а князь Лазарь, раненый, взят в плен и казнен; но и сам Мурад нашел смерть в этой битве, по преданию — от руки Милоша Обилича. Со времени этой битвы сербы стали данниками турок. Ни одно событие старосербской истории не оставило такого глубокого следа в народной памяти, как косовская битва. Она записана в летописи, о ней составлены целые рапсодии. Живые рассказы и предания об этом несчастном дне можно услышать из уст каждого серба.

По народному воззрению, выраженному в песне, битва была следствием чрезвычайных требований султана Мурада.

В ответ Лазарь стал собирать войско со всех концов сербской земли и призывал к ополчению всех поголовно, заклиная страшной клятвой;

Ко пе не додже на бой на Косово,
Од руке му ништа не родило,
Ни у польу белища шеница.
Ни у брду винова лозица.
(У того, кто не пришел на бой в Косове,
Все труды его стали бесплодны,
Не родилась в поле белая пшеница,
А на склоне горном виноградная лоза.)

Когда султан Мурад осматривал покрытое бесчисленными трупами поле битвы, из груды убитых поднялся Милош Обилии, и, приблизившись к Мураду, как бы для приветствия, ударил его кинжалом в живот».

После поражений каждого отчаянного восстания сербы покидали край, а туда переселялись албанцы. Обратимся опять к Брокгаузу и Ефрону.

«Албанцы (по-албански шкипетары, по-турецки арнауты, по-сербски арбанасы, по-гречески арваниты) — жители Албании. По принадлежности к вероисповеданиям в Турции (Албания — «Арнавутлуг» — тогда принадлежала Турции. — Ред.) живут 1 миллион мусульманских, 280 000 греческих (т. е. православных. — Ред.) и 120 000 католических албанцев; те албанцы, которые живут в Греции, — все греческого исповедания, а живущие в Италии, — католического.

Албанцы — один из старейших народов, потому что они (как это теперь почти несомненно удостоверено) прямые потомки древних пелазгов, язык которых они сохранили до сих пор, с теми, конечно, переменами, которые произошли в нем в течение тысячелетий. Албанский язык, хотя в него и вошло много выражений турецких, греческих, сербских и итальянских, есть язык самостоятельный, не имеющий ни малейшего сходства ни с одним из существующих теперь языков. По наречиям албанцы разделяются на гегов, живущих в северной части страны, и тосков, населяющих южную ее часть. Геги отличаются от тосков более беспокойным характером, и турки с самого начала не могли подчинить их вполне своему игу.

В начале средних веков албанцы находились под византийским господством, но приняли католическую веру. Впоследствии они признали над собой власть сербов и вместе с ними приняли в 1288 г. греческую веру, но геги в 1320 опять отреклись от нее. По смерти сербского царя Стефана Душана Сильного (1356) его великое царство распалось, и большая часть албанцев возвратила свою независимость. Верхняя Албания и северная часть Нижней Албании повиновались черногорской княжеской фамилии Балша, а остальные части страны находились под управлением маленьких самодержавных князей. Но турки вскоре завоевали большую часть Албании, и только Георгию Кастриоту (Скандербегу) удалось в 1443 освободить от их власти Верхнюю Албанию. По смерти его (1467) вся страна снова без труда была завоевана турками».

Стоит к этому добавить, что с тех пор, когда Брокгауз и Ефрон издавали свои тома, Албания обрела независимость и короля, потом попала в итальянскую оккупацию, стала под водительством Энвера Ходжи ультракоммунистическим государством. Будучи и до того самым отсталым государством Европы, после правления Ходжи стала еще и самым нищим. Поэтому в сравнении с ней и неособенно богатое Косово казалось раем, и новые, и новые албанцы устремлялись туда.

А религия в Албании при социализме была отменена, да и вообще религиозными албанцы никогда и не были, зато все — и мусульмане, и христиане обоих обрядов — сохраняли вполне языческие верования. Так уж получилось, что большая часть албанцев живет вне Албании, но сколько их — сказать трудно. В Греции, например, всех православных албанцев учитывают как греков, мусульман же оттуда почти всех изгнали после второй мировой войны. При этом албанцы убеждены, что их в Греции почти 2 миллиона, а греки считают, что тысяч двадцать — тридцать. В Италии, где они компактно населяют две области на юге, их около 200 тысяч, все они католики и противоречий с итальянцами не имеют. В Македонии же их чуть ли не четверть населения, и отношения их с православными славянами весьма напряжены.

И уж совсем выглядит для телезрителя как парадокс: албанские добровольцы из США перед отправкой на Балканы отслужили молебен в албанском православном соборе в Вашингтоне — все: и мусульмане, и католики, и православные (которых, правда, там больше всего). Дело в том, что этот собор — центр албанской духовной и культурной жизни в США.

А самая почитаемая албанцами во всем мире женщина — Мать Тереза, причисленная католической церковью к лику святых. Она — косовская албанка.

В 1989 г. президент Югославии отменил автономию Косова. Шаг этот имел, как мы видим, тяжкие последствия. Хотя настороженность сербов понять можно: вспомните лишь, что во время второй мировой войны их погибло больше половины, и больше всего от рук говорящих на одном с ними языке хорватских фашистов-усташей (хотя и немцы, и венгры приложили к этому руку).

И весь раскол Югославии сопровождался такой кровью, что угроза еще одного сепаратизма казалась сербскому руководству невыносимой.

Распри на Балканах всегда очень кровавы и запутаны. Наверное потому, что все народы Балкан — побеги одной балканской лозы от одних корней. При всем разнообразии языков и вер.

Л. Минц, кандидат исторических наук

На шестой день нашего путешествия мы прибыли на Косово поле. Оно простиралось направо и налево, насколько хватало глаз, а уже там, вдали, ближе к горизонту, проступали контуры невысокого плоскогорья. Перед нами стояла высокая башня, сложенная из грубо отесанных камней, а вокруг нее – довольно большая площадка, выложенная гладкими плитами и окаймленная низеньким парапетом. Обойдя башню, мы обнаружили вход в нее, а внутри – ступеньки, ведущие наверх.

– Кто хочет увидеть сразу все Косово поле, за мной! – сказал Илья Михайлович, обращаясь к своим воспитанникам, и первым стал подниматься по ступенькам. Мы последовали за ним.

Четыре лестничных марша – по четырем сторонам башни. Один круг, другой, третий, пятый… скоро я сбился со счета. Дети убежали далеко вперед. Я уже запыхался и поднимался не так скоро, как вначале. Да, башня оказалась гораздо выше, чем я ожидал. Но вот, кажется, последний круг и последняя ступенька.

Отсюда, с вершины башни, видно все: и неровности Косова поля, и большой город с дымящимися трубами заводов, который все ближе и ближе подступает к историческому месту, и ресторан для туристов почти у самого подножия башни, построенный в виде старинного сельского дома, и стоянку для транспорта около него. Косово поле для сербов – это то же самое, что Куликово поле для русских.
Вид учителя настраивал на серьезный разговор.

– В конце четырнадцатого века турки-османы напали на Сербию, на каждом шагу сея смерть и разрушение. За короткое время они захватили значительную территорию. Этому способствовало то, что Сербия была раздроблена на отдельные феодальные владения и князья враждовали между собой. Главное сражение произошло на Косовом поле. Там, где мы сейчас находимся, решалась судьба сербской нации.

Сербское войско возглавил отважный князь Лазарь (кстати, Сербская Православная Церковь прославила его в лике святых). Широко известно заклятие вождя сербов, в котором говорится, что пусть будет проклят тот, кто не выйдет на битву с турками, пусть не будет у него потомства – ни мужского, ни женского, и ничего не родится в поле его. Слова этого заклятия вы только что видели внизу, они начертаны на лицевой стороне башни.

Народ Сербии создал красивую и суровую легенду, в которой повествуется о том, как старый серб (его звали Богдан Юг) отправился на битву с турками вместе со своими девятью сыновьями, и все они в грозной сече сложили свои головы.

– А как протекала сама битва? – спросил Митя Туркин.

– Ход сражения нам поможет восстановить простая и доходчивая схема, которая находится прямо перед вами на парапете (спасибо авторам памятника, которые придумали ее). Битва началась ранним утром 28 июня 1389 года. Словно сама земля и воздух помогали сербам, и в первые часы сражения успех был явно на их стороне. Этому способствовало одно важное обстоятельство. Молодой сербский воин Милош Обилич, говорится в сербских народных песнях, горя сердцем и душой и желая скорейшей победы, проник в турецкий лагерь, выдавая себя за перебежчика.

– Ведите меня к султану, – сказал он туркам, – и я расскажу ему важные военные секреты.

Обрадованные турки поспешили выполнить его просьбу.

– Я принес тебе победу, султан! – воскликнул Милош, войдя в шатер. Он наклонился к правителю, как будто желая ему что-то сказать, и, неожиданно выхватив кинжал, поразил его в самое сердце.

В стане турок возникло замешательство. Казалось, чаша весов военного успеха окончательно склонилась в сторону сербов. Однако турки (надо отдать им должное) быстро пришли в себя. Сын султана Баязид, взяв на себя командование, бросил в бой стоявшую в резерве отборную гвардию (это произошло вон в том месте) и та значительно потеснила сербов.

Интересная деталь: верные люди Баязида сначала убили его брата, который тоже мог занять в будущем турецкий престол, а потом уже ринулись на противника.

Наступил критический момент битвы. Сербы сражались как львы, а турки дрались как пантеры. Первые призывали на помощь Бога, а вторые надеялись на свою храбрость и острые мечи. Трудно сказать, чем бы закончился этот исторический поединок (скорей всего православные сербы с Божией помощью одолели бы проклятых басурман), если бы…

– Если бы не Вуко Бранкович.

– Кто он? – спросил Ваня Бузин.

– Предатель.

– И среди сербов есть предатели?

– Увы, мой мальчик, люди везде одинаковы.

– Что же он сделал?

– Он увел с поля боя двенадцать тысяч (!) латников и полностью оголил один из флангов сербского войска.

– Негодяй!

– После этого исход битвы был предрешен. Сербское войско было полностью разгромлено, а многие воеводы, в том числе и князь Лазарь, взяты в плен и казнены. Сербия на несколько веков попала под иго мусульман.

Мы стояли молча, глядя на Косово поле, вновь и вновь перебирая в уме перипетии давней битвы, и легкий ветерок, прилетев с той стороны, где храбро рубился князь Лазарь и его дружина, освежал наши лица, шевелил мальчишеские вихры и косынки на плечах девочек.

– Ну а теперь кто мне скажет, почему это произошло? Где корни этой трагедии? – Илья Михайлович переводил взгляд с одного детского лица на другое. – С ответом не спешите, подумайте хорошенько. Задам наводящий вопрос: почему Господь попустил это бедствие для сербов?
– Потому что они отказались от Христа, – сказал Митя.

– Совершенно верно. Это единственно правильное духовное объяснение происшедшей трагедии. Беды для народа (для любого народа – русского, сербского, болгарского) начинаются только тогда, когда он забывает Бога. Вот мы только что пересекли исконно сербские земли – Косово и Метохию. Кто там живет?

– Еще кто?

– Албанцы.

– А кого больше?

– Албанцев.

– Да сербов тут почти и нет.

– Вот видите: мусульмане вытеснили православных… А как вы считаете – почему мы потеряли Прибалтику, Украину, Кавказ, Среднюю Азию?

– Причина та же. – Правильно! Но русский народ до сих пор этого не понял. Он мучается, страдает, а почему мучается и почему страдает – не ведает. Вот что значит жить без веры. Если так будет продолжаться и дальше, то через какой-нибудь десяток-другой лет на исконно русских землях – в Ярославле, Владимире, Костроме, Ростове Великом – будут жить уже не русские, а мусульмане. Те же чеченцы, или азербайджанцы, или турки… Без веры, нашей истинной православной веры, все мы – и взрослые, и дети, и старики – пропадем, исчезнем, сгинем с лица земли, превратимся в рабов, в скот, в пыль, которую будет попирать сапог наглого завоевателя. Запомним это крепко-накрепко и навсегда…

Мы постояли еще некоторое время на вершине башни, взволнованные увиденным и услышанным, многое как бы заново понявшие и уяснившие, повзрослевшие, кажется, сразу на много лет и ставшие гораздо лучше видеть и свое прошлое, и свое настоящее, а главное, свое будущее, а потом начали медленно спускаться вниз.